Вернуться назад

Стили в архитектуре

Основные стили в архитектуре частного загородного дома:

В строительстве загородных домов на сегодняшний день используются несколько основных архитектурных стилей. Кратко рассмотрим их особенности.

  • Английский (Георгианский) стиль – английская архитектура 18 века. Доминирующим направлением георгианской эпохи было палладианство. Этот термин соответствует классицизму в европейской материковой архитектуре и несёт следы влияния греческой и римской архитектурно-культурной традиции. Рядовая застройка состояла из кирпичных домов с минимальным декором.

  • Барнхаус («barn» – «амбар») – архитектурный стиль конца 20–21 веков. Примитивный, лишенный всяких украшений, лаконичный дом. Формы и пропорции правильные, линии строгие. Выглядит стильно и логично. При этом он весьма удобен для жизни.

  • Барокко – архитектурный стиль середины 16 – второй половины 18 веков. Противопоставляет строгим классическим формам гибкие линии. Характерен богатым убранством фасада лепниной, динамичными скульптурными группами.

  • Голландский стиль (1620-е – конец 17 века) – сочетание классицизма и романской архитектуры с наследием национальной кирпичной архитектуры. Характерна двускатная кровля и ступенчатые фронтоны, выступающие над ней. Можно встретить и четырехскатные кровли. Декор на фасаде выполняется из кирпича. Фасады живописны.

  • Готика – стиль архитектуры, который пришел на смену романскому стилю в западной Европе в середине 12 века. Для него характерны изящество, устремлённость ввысь, богатое декоративное убранство.

  • Деконструктивизм – направление в архитектуре начала 20 века. Для деконструктивистских домов характерны зрительная усложнённость, ломаные и преднамеренно деструктивные формы, подчёркнуто агрессивное вторжение в городскую среду.

  • Итальянский стиль – вольная трактовка классики, лишающая нее строгости. В домах итальянского стиля хочется отдыхать, они ассоциируются с негой, морем и солнцем. Характерны многоскатные кровли с небольшим уклоном, покрытые черепицей, арочные проёмы, песочная цветовая гамма фасада, кованные элементы и упрощенный декор классицизма.

  • Кантри – стиль деревенского жилья и существует ровно столько же, сколько оно. В разных регионах земного шара деревенские дома выглядят по-своему. Официально этому архитектурному стилю всего 50 лет. Жить по-деревенски стало модно в 70-х годах 20-го века в США. Характерные черты: простота, лаконичность, функциональность деталей дома, использование большого количества массива дерева и других природных материалов, частый элемент – веранда с грубыми стойками.

  • Классицизм – европейский стиль 17—19 веков, основанный на идеях античности, отличающийся строгими каноническими формами, гармонией, простотой, строгостью, логической ясностью и монументальностью. Ему свойственна регулярность планировки, симметрично-осевые композиции, четкость объемной формы, сдержанность декоративного убранства. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности.

  • Колониальный (американский) стиль стал результатом смешения культур во время колонизации Америки. Он родился стихийно из разношерстных вливаний самого разного рода – как по культуре, так и по образованию. Но со временем выделилось несколько основных направлений: постройки Дикого запада; упрощенная классика городских построек; особняки зажиточных предпринимателей.

Американский колониальный стиль имеет достаточно привычные очертания, в нём отсутствуют этнические элементы. Он хорошо подойдет тем, кто предпочитает «очищенную» от многообразия декоративных деталей классику или грезит специфической романтикой Америки тех времен.

  • Конструктивизм – направление архитектуры начала 20 века, которому свойственны строгость, геометризм, лаконичность форм и монолитность.

  • Лофт («loft» – «чердак») – направление интерьерного дизайна 20–21 веков, зародившееся в среде так называемой творческой богемы, в середине 20 века «обживавшей» заводские и чердачные помещения, внося в них элементы уюта, но сохраняя свидетельства прежнего назначения: декоративные элементы из металла, открытые трубы и кирпичную кладку, и т. п.

  • Минимализм – направление в архитектуре 20—21 веков. Он избегает декора. Помещение предельно просто обставлено, а каждый элемент дома функционален.

  • Модерн – архитектурный стиль, развившийся в Европе в 1890—1910 годы. Несмотря на сознательный уход от канонов и значительное изменение со временем, свои особенности у него есть. Это асимметрия, декоративные элементы растительной и животной тематики, красочные витражи, мозаики и майолики, натуральные природные материалы, текучие и динамичные линии, обычно из железобетона и кованого металла, одинаковое внимание как к экстерьеру, так и интерьеру. Часто происходит синтез архитектуры, скульптуры, живописи и прикладных искусств.

  • Модернизм (от фр. «moderne» — «новейший») – стиль в архитектуре 20 века (1900–1960-е годы), провозгласивший решительное обновление форм и конструкций, отказ от традиций прошлого.

Особенности архитектурного модернизма:

  1. применение самых современных строительных материалов и  конструкций;
  2. рациональный подход к внутренней планировке;
  3. принципиальный отказ от украшательства и исторических реминисценций в облике сооружений, «интернациональность».

 

  • Хай-тек («hi-tech», сокращ. от «high technology» – «высокие технологии») — стиль в архитектуре и дизайне, взявший начало от позднего модернизма в 1970-е и широкое используемый в 1980-е годы. Хай-тек – современная модификация техницизма, провозглашающего кардинальное обновление языка архитектуры под влиянием технического прогресса. В определённой мере он – последний в 20 веке этап эстетического освоения новых технических форм, начатого в 20-х годах.

  • Постмодернизм представляет совокупность течений, появившихся в 1960-х годах и пришедших на смену господствовавшему модернизму. Его расцвет начался в 1980-х и продолжается по сей день. Функционализм модернизма, стереотипность форм и идей исчерпали себя. Чрезмерный рационализм модернистских решений создавал атмосферу уныния. Время требовало оригинальности; возникло отрицание машинности массовых жилищ, в которых формирование внешнего облика здания стало так же рационально детерминированным. Назрела идея вернуть им образность. Постмодернисты занялись поиском уникальности в создании новых форм. Они задались идеей гармонизировать архитектуру в соответствии с окружающими искусственной и естественной средой.

  • Прованс – стиль, рождённый во французской провинции, отличающийся простыми формами домов, скатными крышами, люкарнами, мансардными окнами, что делает его «домашним», «камерным». Он воплощает в себе изящество и элегантность. Украшающие фасад детали делают его изысканным.

  • Романский стиль преобладал в Западной Европе и затронул ряд стран Восточной в 11—12 веках, а кое-где – в XIII веке. Является важной вехой развития средневекового европейского искусства, нашедшей самое полное отражение в архитектуре. Центральные постройки стиля: церкви, замки-крепости,  храмы-крепости, монастырские комплексы – словом, крепостная архитектура.

  • Русское деревянное зодчество – это, прежде всего, сложившееся на Руси направление традиционной архитектуры, обладающее самобытными ярко выраженными особенностями, определяемыми применением дерева как главного строительного материала. Иногда в это понятие включают также деревянные постройки профессиональной стилевой архитектуры; эклектичные постройки, сочетающие элементы народного зодчества и профархитектуры; современные попытки реанимировать старинные плотницкие традиции.

  • Скандинавский стиль избегает художественно-декоративных инноваций, в нём минимально применение высоких технологий. Это скромный, лишенный бессмысленного пафоса, сдержанный, но весьма элегантный и уютный вариант оформления жилища. Рациональность, цветовая гармония, безукоризненное качество натуральных материалов – вот основные черты, присущие скандинавскому архитектурному стилю.

  • Средиземноморский стиль родился под влиянием традиции разных стран: Италии, Греции, Испании, Турции, Франции, Марокко и др. Его легко распознать по чертам, сформировавшимся, благодаря климату. Это относится к цветовым решениям, строительным материалам и планировке зданий.

В Средиземноморье актуальна защита домов от жаркого солнца. Задача решается во многом при помощи правильного выбора цветов. Стены часто покрывают белой, бежевой, терракотовой штукатуркой, отражающей свет. Обильно используют синий, красный, оранжевый, зелёный цвета. Например, для покрытия крыш применяют коричневую, красную или оранжевую черепицу, удачно сочетающуюся со светлыми стенами. Следует отметить, что этой архитектуре свойственно применение плоских и с небольшим скатом крыш.

В отделке используются материалы естественного происхождения: дерево, керамика, природный камень. Прохладу сохраняют каменные полы и стены.

Характерный признак домов в этом стиле – арочные формы дверей, окон, галерей, ниш и т. п. Здесь всегда есть балкончики, террасы, внутренние дворики (патио), где можно насладиться отдыхом и приятным разговором.

Обычно дом окружён садом с фруктовыми деревьями и цветами.

  • Стиль прерий – архитектурное направление конца 19 – начала 20 века, распространённое в основном на Среднем Западе США, одно из течений «органической архитектуры». Основоположником стиля был американский архитектор Фрэнк Ллойд Райт, известный идеей бесконечности пространства. Он был сторонником гармоничного сочетания конструкции с природой.

  • Фахверковая архитектура (нем. «fach» – «ящик», «секция», «панель» и «werk» – «работа»). Строение в этом стиле – типичная для крестьянской архитектуры многих стран Центральной и Северной Европы каркасная конструкция: каркас из системы горизонтальных и вертикальных деревянных брусьев и раскосов с заполнением промежутков камнем, кирпичом, глиной (саманом) и другими материалами.

  • Французский Ренессанс – архитектура, создаваемая с 15 до 17 века в разных регионах Франции. Стилистически архитектура эпохи Возрождения следовала за готической архитектурой, возникшей во Франции в XII веке. Во Францию были перемещены не только художественные ценности, но и стилистические идеи эпохи Возрождения. Многие ренессансные замки были построены в те годы в долине реки Луары. Примером является замок Амбуаз (1495). Католические храмы строились по средневековому плану базилики, жилые дома стали возводиться по примеру римских домусов — двухэтажных домов со внутренним двором.

  • Шале (фр. «chalet» от лат. «cala» – «охраняемое место») – тип дома, характерный для горных районов Альп, представляющий небольшую дачу. Слово «шале» изначально означало «приют пастуха». В романтических парках 18 века шале — садовый павильон в виде сельского домика, вносящий в пейзаж пасторальный оттенок. В 19 веке среди европейского дворянства и бюргерства возрос интерес к традиционным деревянным домам в швейцарских Альпах. Домики-шале украшали сады резиденций аристократов, виллы, загородные дома; в швейцарском стиле строились парковые домики. С развитием туризма они стали восприниматься как выходные дома отдыха, прежде всего в Австрии, альпийском регионе.

  • Шато (фр. château) – название загородного усадебного дома высшей аристократии и вообще дворянства Франции, часто с парком и винодельческим хозяйством. Чаще всего переводится на русский язык словом «замок», хотя укреплённые резиденции средневекового дворянства по-французски именуются термином «château fort» и для большинства шато более адекватный вариант перевода — «дворец», «имение» или «усадьба». Например, «шато Версаль» (Château de Versailles) – классический пример дворцово-паркового ансамбля 17–18 веков.

  • Этнический стиль разделяется на типы по географическому положению проживания людей определенной национальности. Существует огромное разнообразие этно-стилей, характерных для жителей разных местностей. Особенные черты стиля можно создать с помощью небольшого количества деталей.